Читаю блокадные дневники, воспоминания Зинаиды Кузнецовой, которой 22 июня 1941-го исполнилось 13 лет.
Вспоминает, как 8 сентября дежурила с другими ребятами на крыше одного из домов и вдруг увидели черную тучу, которая шла со стороны Средней Рогатки (сейчас этого названия уже нет, сейчас можно сказать, что со стороны Пулково в направлении Московского проспекта, где мемориал Кольцо блокады). Непонятно было, что это за туча, пока она не подошла ближе и тогда послышался жуткий гул немецких самолетов, они шли к центру города. В тот самый день были подбиты Бадаевские склады.

Как говорят историки, да и без них понятно, что не уничтожение складов стало причиной голода, а невозможность поставки новых партий продуктов для города. В воспоминаниях этой же блокадницы говорится, что сгорело 41 строение на складах, где было 3 тысячи тонн муки и примерно 2.5 тысячи тонн сахара. По действовавшим тогда нормам этой муки городу хватило бы на 1.5 дня, а сахара на 3 дня. После пожара осталась тысяча тонн горелой муки и 900 тысяч тонн сахара, которые пошли на производство и что-то там испекли на пищевых предприятиях.

И мы Бадаевской землей теперь сластим пустую воду.
Земля с золой, земля с золой -
Наследье прожитого года.
Ю. Воронов, 31.12.1941

Несколько дней дым от складов поднимался в воздух.
«Горел сахар. Впоследствии землю эту вываривали и пили сладкую водичку, и когда уже земля была не сладкая, все равно копали и ели прямо землю. Скоро начнется голод».